(Патриаршее подворье), в Москве на ул. Петровке. Впервые упоминается в Рогожском летописце XV в.: архим. В. м. Иоанн назван первым среди лиц, сопровождавших архим. Митяя летом 1379 г. в К-поль для утверждения на кафедре митрополита всея Руси. После внезапной смерти Митяя, случившейся в дороге, нек-рые участники посольства выдвинули архим. Иоанна новым кандидатом на митрополичий престол, но окончательный выбор пал на архим. Переяславского Пимена. В летописи архим. Иоанн назван «первым общему житию началником на Москве», т. о., к 70-м гг. XIV в. В. м. имел общежительный устав, архимандритию, играл важную роль в церковно-политической жизни.
По монастырскому преданию, В. м. основан кн. Иоанном I Данииловичем Калитой. Предание опирается на рассказ из «Книги степенной» XVI в. Проезжавший в 1326 г. по берегу р. Неглинной кн. Иоанн увидел некую высокую гору, покрытую снегом, к-рый растаял у него на глазах. За неск. дней до кончины свт. Петр растолковал князю видение: «Гора высокая - это ты, князь, а снег - я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни». После кончины святителя кн. Иоанн построил храм на месте видения, «близ реки Неглинны, идеже ныне есть монастырь именуемый Высокий». По мнению Л. А. Беляева, запись в Степенной книге отразила устное предание, достоверность к-рого проверить невозможно.
В. м. именовался «Петропавловским», «Петровским», «Петра митрополита», «Петровским Высоким», с нач. XVIII в.- «Высоко-Петровским». Именование «Петропавловский», возможно, объясняется типичным для средневековья смешением престолов соименных святых, к-рое усилилось в кон. XVII в. с воцарением Петра I. Топоним «Высокий» связан с местоположением мон-ря на возвышенности либо с преданием о видении Иоанну Калите «высокой горы». Именование В. м. повлияло на топонимику окрестностей, дав название ул. Петровке, воротам Белого города, бульвару, переулку и др.
Деревянные постройки В. м. (храм, кельи, хозяйственный двор) сгорели при пожаре в 1493 г. По указу вел. кн. Василия III Иоанновича итал. зодчим Алевизом Новым в 1514-1517 гг. был построен и 23 авг. 1517 г. освящен каменный храм во имя свт. Петра.
К сер. XVII в. В. м. занимал сев. часть совр. территории. Помимо собора в 1634 г. упоминалась деревянная Покровская ц. При архим. Моисее (1676-1682) В. м. владел 519, в 1700 г.- 612 крестьянскими дворами. Насельники и клирики В. м. получали годовую ругу: архимандрит 9 р. 15 алтын, 4 священника по 3 р., 2 диакона по 2,5 р., дьячок и пономарь 1 р., 6 старцев 4 р. 26 алтын 4 деньги.
В 80-90-х гг. XVII в. В. м. пользовался покровительством семьи Нарышкиных. Здесь были захоронены убитые во время стрелецкого восстания 1682 г. Иван и Афанасий Нарышкины, а также их сестра Евдокия; В. м. стал родовой усыпальницей Нарышкиных. Территория мон-ря была расширена вдвое за счет участка, на к-ром ранее располагалась городская усадьба Нарышкиных, а также за счет переданных в ведение обители патриарших домовых богаделен. Планировочная структура мон-ря возникла в этот период по единому замыслу и включала сев. (парадный) и юж. (хозяйственный) дворы. Центр парадного двора занял собор свт. Петра, с юга и севера от него были расположены симметрично храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери (1684-1687) и ц. прп. Сергия Радонежского (1690-1694). 5-главия этих храмов и колокольня (1690-1694), расположенная на одной оси с Богоявленской ц., создавали доминанты по углам квадратного парадного двора.
В. м. иногда именовался «царским» или «государевой молельней» (В. м. неоднократно посещали царь Петр I с царицей Н. К. Нарышкиной). Настоятель В. м. архим. Моисей участвовал в церемонии при венчании на царство Феодора Алексеевича (1676), Иоанна и Петра Алексеевичей (1682) (нес Мономахову шапку). Над центральной главой Сергиевского храма была изображена царская корона, а юж. стена мон-ря увенчана зубцами, подобно Кремлевской стене. Благодаря пожалованным в 90-х гг. XVII в. царской семьей землям с крестьянами, в т. ч. имуществом политических противников семьи Нарышкиных, в Москве, Звенигородском, Боровском, Нижегородском, Орловском и др. уездах в нач. XVIII в. В. м. занимал 5-е место среди московских мон-рей по количеству дворов. К В. м. были приписаны саратовский в честь Казанской иконы Божией Матери, саранский Богородицкий мон-ри, Льговская близ г. Рыльска и Раева Никандрова пустыни.
В 1735 г. в В. м. проживал 71 насельник, к мон-рю были приписаны ок. 6 тыс. крестьян. В 1743-1745 гг. вместе с т. н. комнатными московскими мон-рями В. м. находился в ведении митр. Московского Иосифа (Волчанского), с 1745 г.- в ведении Святейшего Синода. После секуляризации монастырских земель в 1764 г. В. м. отнесен ко 2-му классу, в 1764-1775 гг. являлся ставропигиальным, с 1775 г. входил в Московскую епархию с правом служения архимандрита со скрижалями. С 28 марта 1722 г. настоятель В. м. архим. Сергий (Белоградский) одновременно являлся асессором Московской синодальной консистории. При архим. Пахомии (1735-1757) в В. м. были построены ц. в честь Толгской иконы Божией Матери (1744-1750) - посвящение престола связано с воспоминанием о спасении Петра I от взбунтовавшихся стрельцов в Троице-Сергиевом мон-ре в день праздника Толгской иконы (8 авг. 1689) - и ц. во имя Пахомия Великого (1753-1755). Во 2-й пол. XVIII в. в В. м. размещались духовный цензурный комитет, различные лечебницы, б-ки.
С 5 сент. 1812 г. в В. м. квартировалось ок. 1 тыс. франц. конников, к-рые в поисках драгоценностей вскрыли 5 надгробий Нарышкиных, расхитили церковную утварь. Ризницу и особо ценные реликвии архим. Иоанникий перевез в Ярославль. В Боголюбской ц. маршал Мортье, назначенный Наполеоном военным губернатором Москвы, приговаривал к смертной казни москвичей, обвиненных в поджогах. Расстрелянных перед монастырской стеной горожан хоронили у колокольни В. м. После разорения 1812 г. были упразднены Пахомиевская (возобновлена в 1914 с переосвящением престола во имя апостолов Петра и Павла) и Покровская (возобновлена в 1864) церкви.
В 1822 г. из Заиконоспасского московского монастыря в В. м. было переведено духовное уч-ще, с 60-х гг. XIX в. благодаря деятельности митр. Филарета (Дроздова) мон-рь стал крупным центром духовного просвещения, в нем размещалось организованное святителем Общество любителей духовного просвещения, богатейшая б-ка. Настоятелями В. м. были духовные писатели архим. Григорий (Воинов), архим. Никифор (Бажанов), а также буд. архиереи еп. Иосиф (Римский-Корсаков), архиеп. Серский Леонид, еп. Устюжский Сергий (Белоградский), еп. Иоасаф (Хотунцевский), еп. Вологодский Иосиф (Золотой), архиеп. Лаврентий (Бакшевский), митр. Никанор (Клементьевский), архиеп. Смарагд (Крыжановский), архиеп. Евсевий (Орлинский), митр. свт. Филофей (Успенский), еп. Евгений (Сахаров-Платонов), митр. Сергий (Ляпидевский). С 1862 г. В. м. управлял еп. Можайский Савва (Тихомиров), с 1866 г. еп. Можайский Игнатий (Рождественский). В 1875 г. в В. м. принял постриг схиархим. Гавриил (Зырянов). В одном из храмов В. м. М. В. Нестеров написал портрет архиеп. Антония (Храповицкого) (ГТГ).
В ризнице В. м. хранились 3 Евангелия XVII в., богатейшие вклады Нарышкиных (церковная утварь, облачения), имущество их политических противников, в т. ч. принадлежавший ранее кн. В. В. Голицыну портрет патриарха Никона, выполненный мастером Оружейной палаты (ГИМ). Среди святынь В. м. были серебряные кресты с частицами Креста Господня, камня от Гроба Господня, мощей великомучеников Феодора Стратилата, Пантелеимона, Иоанна Воина свт. Алексия, митр. Московского, преподобных Анастасия Синаита, Григория Декаполита, почитаемые списки с Боголюбской, Владимирской, Толгской икон Божией Матери, копия 1701 г. с Влахернской иконы, образ свт. Петра с частицей мощей. В 1849 г. митр. Филарет (Дроздов) передал в В. м. чудотворный список с Казанской иконы Божией Матери, к-рый зимой хранился в Сергиевской ц., летом в Боголюбском храме. В 1905 г. в св. воротах была устроена часовня в честь Казанской иконы Божией Матери, в к-рой постоянно читался акафист Божией Матери.
В нач. XX в. в В. м. проживало 15 насельников. В 1910 г. В. м. получал казенную субсидию 1249 р. в год, в 1916 г. капитал мон-ря составлял 116 194 р. В. м. построил 3-этажный доходный дом на углу ул. Петровки и Петровского бульвара. В 1919 г. В. м. был закрыт, его территория передана ГИМу, помещения сдавались в пользование различным учреждениям, братские корпуса и надвратная ц. во имя прп. Пахомия Великого были заняты под жилье.
Несмотря на офиц. закрытие в 20-х гг. XX в., В. м. стал одним из центров церковной жизни Москвы. К осени 1923 г. по инициативе еп. Сергиевского Варфоломея (Ремова) в В. м. сложилась община, ядро к-рой составили старцы Смоленской иконы Божией Матери Зосимовой мужской пустыни: игум. Митрофан (Тихонов), архимандриты Никита (Курочкин), Зосима (Нилов), Исидор (Скачков). Впосл. к ним присоединились преподобномученики Герман (Полянский), Феодор (Богоявленский), иеродиаконы Косма (Магда), Николай (Ширинский-Шихматов), клирики и прихожане московских храмов. Наместником общины еп. Варфоломей назначил архим. Агафона (см. Игнатий (Лебедев), прмч.). В богослужебной практике Петровская община ориентировалась на устав Зосимовой пуст. Службы совершались в Сергиевском и Боголюбском храмах, после закрытия к-рых в 1923-1924 гг. община, именовавшая себя «Петровским монастырем», перешла в ц. прп. Сергия Радонежского на ул. Б. Дмитровка, затем в Богородице-Рождественский храм в Путинках. К кон. 20-х гг. XX в. в храмах В. м. были устроены склады и мастерские Зернотреста.
В 20-х гг. XX в. по благословению еп. Варфоломея и духовников Петровской общины в Москве сложились «монастыри в миру», к-рые в условиях гонений на Церковь старались сохранить аскетическую традицию. Свою светскую работу тайно постриженные иноки воспринимали как монастырское послушание, часть заработка отдавали на общие нужды. Большинство постригов, нек-рые требы, иногда литургии совершались на квартирах, в т. ч. в доме мон. Евпраксии (Печатников пер., д. 3, кв. 26; к 2005 нежилое чердачное помещение). По инициативе еп. Варфоломея в В. м. подпольно возобновились занятия с преподавателями МДА, изгнанными из Троице-Сергиевой лавры при ее закрытии.
К сер. XX в. большинство зданий В. м. находились в аварийном состоянии. В 1959 г. решением Моссовета все учреждения и жильцы были выселены с территории мон-ря, комплекс построек передан Мин-ву культуры, разместившему там танцевальный ансамбль «Березка», филиал ГЛМ и Росизопропаганду.
Указом Президиума Московского городского Совета от 3 июля 1992 г. и распоряжением Президента РФ от 14 дек. 1994 г. комплекс В. м. передавался РПЦ (к 2005 часть помещений мон-ря занимают светские учреждения). В 1991 г. в настоятельском корпусе разместился Отдел религиозного образования и катехизации, с 1994 г. в кельях находился Российский Православный ин-т ап. Иоанна Богослова, ректор к-рого архим. Иоанн (Экономцев) одновременно является настоятелем В. м. и председателем отдела. В 1993 г. мон-рю был присвоен статус Патриаршего подворья. С 7 окт. 1992 г. в восстановленном Сергиевском храме В. м. совершаются регулярные богослужения. Первым ключарем и одним из клириков храма в 1992-1994 гг. был прот. Глеб Каледа. 14 окт. 1996 г. был освящен Покровский храм (все убранство выполнил из керамики худож. Г. В. Куприянов), 10 окт. 1999 г.- Толгский храм, в к-ром располагается баптистерий, 6 сент. 2003 г.- собор свт. Петра. В 2001 г. в св. воротах была устроена ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. Среди святынь В. м.- ковчежцы с частицами мощей прп. Серафима Саровского, прп. Сергия Радонежского, сщмч. Фаддея (Успенского), икона апостолов Петра и Павла с частицами мощей. К июлю 2005 г. в В. м. проживали 3 насельника.
(1514-1517, зодчий Алевиз Новый), построенный на месте деревянного храма и монастырского некрополя XV в.,- первый образец нового для рус. зодчества столпообразного храма, центрическая композиция к-рого развивалась в московской архитектуре кон. XVII - нач. XVIII в., определив характерные черты мн. памятников нарышкинского барокко. 8-лепестковый нижний ярус увенчан световым восьмериком с граненым шлемовидным куполом, плановые «лепестки» перекрыты конхами; с сев., юж. и зап. сторон размещены входы в собор. Восьмерик декорирован пилястрами и аркатурным пояском под карнизом. В XVI в. с 3 сторон собора располагались невысокие открытые крыльца; в посл. трети XVII в. к зап. порталу взамен прежнего было пристроено крыльцо со сводом на 4 столпах. В процессе ремонта 90-х гг. XVII в. вокруг храма была сооружена открытая галерея, узкие окна заменены широкими прямоугольными (в наст. время собору возвращен первоначальный вид).
Трапезная ц. в честь Боголюбской иконы Божией Матери (1684-1687) над могилами Нарышкиных была выстроена в традициях рус. архитектуры 2-й пол. XVII в.: на низком подклете установлен 5-главый бесстолпный 2-светный четверик с 3 апсидами с примыкающей к нему с запада трапезной, перекрытой коробовым сводом. Церковь окружала обходная галерея, разобранная в 1805 г. Храм декорирован килевидными кокошниками в верхней части четверика, спаренными колонками на фасадах и пучками колонок по углам здания, сложным раскрепованным фризом, фигурными колонками и кокошниками в обрамлении окон, наборными перспективными порталами, сдвоенными аркатурными поясками на барабанах.
Трапезная Сергиевская ц. (1690-1694, первоначально одноглавая; в 1704-1706 над четвериком надстроены еще 4 главы) близка к Боголюбской ц. В. м.: 2-светный 3-апсидный четверик с примыкающей с запада трапезной и парадным крыльцом, на подклете, с гульбищем на аркадах. Церковь украшена в нарышкинском стиле: раковинами в тимпанах, завершающих четверик, строенными колонками по углам здания, наличниками со сложнопрофилированными («петушьи гребни») и разорванными фронтонами, пышными карнизами, декоративными филенками. Кокошники постаментов и аркатурные пояски на барабанах также аналогичны декору Боголюбской ц.
В 80-х гг. XVII в. были сооружены св. ворота с 3-арочным проездом и гульбищем над ним, украшенные спаренными колоннами, установленными на пьедесталы, и поясом из квадратных филенок и декоративных миниатюрных пилястр. По документам 1-й пол. XVIII в., ворота были «расписаны живописным письмом». По указу имп. Петра I в память И. и А. Нарышкиных над воротами была построена небольшая ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы и над ней 2-ярусная колокольня (1690-1694). Квадратная в плане, перекрытая сомкнутым сводом церковь украшена по углам тройными колоннами, окна обрамлены наличниками в виде колонок, с разорванными фронтонами. Колокольня, состоящая из 2 восьмериков с арочными проемами, декорирована пилястрами, завершающимися фиалами на кровле, филенками, увенчана небольшой главкой. В 80-90-х гг. XVII в. были построены корпуса настоятельских и братских келий, включившие нижнюю часть палаты городской усадьбы Нарышкиных; мон-рь был огорожен крепостной стеной из кирпича. Для работ, к-рые финансировались из гос. казны, привлекались наиболее квалифицированные мастера Оружейной палаты. Интерьеры храмов отличались богатством и пышностью, значительная часть иконописных работ выполнялась учениками Симона Ушакова.
Ц. в честь Толгской иконы Божией Матери (1744-1750, архит. И. Ф. Мичурин?) в стиле барокко - прямоугольная в плане, бесстолпная, с 5-гранной апсидой. Зап. фасад храма выходит на улицу, вход расположен с сев. стороны. Стены снаружи декорированы сдвоенными пилястрами; единственная главка, смещенная в сторону апсиды, прорезана узкими окнами и украшена волютами. В 1753-1755 гг. на хозяйственном дворе, на основании ворот усадьбы Нарышкиных, была сооружена кирпичная барочная ц. во имя прп. Пахомия Великого (архит. школы Д. В. Ухтомского), представляющая собой восьмерик на четверике, перекрытый сомкнутым 8-лотковым сводом и увенчанный декоративной главкой, с сильно выступающей 5-гранной апсидой. Церковь поставлена на открытом гульбище, объединяющем храм с кельями, и украшена усложненными пилястрами, треугольными фронтонами над входами, тонко прорисованными наличниками окон с лучковыми фронтонами, декоративными глухими нишами и окнами с барочным обрамлением на гранях восьмерика.
Перестройки нач. XIX в. нарушили единство архитектурного комплекса мон-ря: к Боголюбской ц. был пристроен притвор, разобраны паперти-галереи Сергиевской и Боголюбской церквей, засыпана круглая паперть собора свт. Петра (к 2005 восстановлена). В 1952-1961, 1979-1986 гг. под рук. Б. П. Дедушенко и Беляева в В. м. проводились масштабные реставрационно-археологические работы и натурные исследования, результатом к-рых явилось восстановление большинства памятников в их первоначальном виде.